Долгим и трудным оказался путь ГМ лосося от лаборатории до супермаркетов

28.04.2014 17:39 Долгим и трудным оказался путь ГМ лосося от лаборатории до супермаркетов

Осенью 2010 года американская компания

AquaBounty Technologies находилась в одном шаге от резкого изменения своего финансового положения в сторону процветания – экспертный совет FDA (Управление по контролю за продуктами и лекарствами США) рекомендовал разрешить выращивание и потребление необычных лососей, которые в прямом смысле были созданы учеными компании.

Эта «рукотворная» красная рыба, получившая название AquAdvantage, отличается от той, которая обитает в морях, наличием двух дополнительных генов, позаимствованных ее создателями у американской бельдюги и чавычи.

В результате ГМ лососи набирают вес в 2 раза быстрее своих диких родственников, а необходимые потребительские качеств приобретают на 10 месяцев раньше, чем обычные лососи.

Однако в последний момент руководство FDA, которое обычно прислушивается к мнению экспертов, неожиданно приостановило процесс регистрации. Правительственное ведомство было обеспокоено потенциальной опасностью AquAdvantage не для будущих потребителей рыбки, а для диких сородичей ГМ лосося.

Возникли опасения, что часть рыб, «просочившихся» из искусственных водоемов в дикую природу, могут нарушить экологический баланс и лишить своих медленно растущих родственников кормовой базы, благодаря своей прожорливости.

Другой, более веской причиной для опасений была потенциальная возможность скрещивания с дикими лососями – никто не мог поручиться за то, что такие «браки» не приведут к исчезновению дикого лосося как вида.

Выяснилось, что хотя ученые создавали AquAdvantage так, что все ее особи должны рождаться самками, тем не менее, в действительности число самцов среди мальков составляет до 5%, чем пренебрегать нельзя.

И только теперь, после двухлетней отсрочки FDA сообщило, что вопрос об окончательной регистрации лососей AquAdvantage будет рассмотрен в ближайшее время – препятствий к тому, чтобы дешевая красная рыба появилась на прилавках супермаркетов США, более нет.