
Группа британских психологов под руководством Элизабет Кирк (Elizabeth Kirk) провела исследование, результаты
которого имеют важное практическое значение. Ученые исследовали то, как жестикуляция матерей в процессе общения с маленькими детьми, имеющими задержки в развитии речи, влияет на овладение малышами речевыми навыками. На протяжении двух лет исследователи обучали матерей специальному языку жестов (популярный «Макатон», который применяется большей частью для детей, имеющих трудности с обучением). Каждый из изученных жестов в общении с ребенком следовало использовать для обозначения одного и того же явления, действия или предмета (например, «пить» или «птичка»). Исследуя параллельно развитие детей в семьях, где матери прошли инструктаж, и контрольную группу малышей, матери которых не посещали курсы, ученые обнаружили, что дети в экспериментальной группе обладали гораздо большим словарным запасом. Кроме того, матери, использовавшие жесты в общении с ребенком, заявляли, что быстрее и гораздо лучше научились понимать своего ребенка, его желания, которые он еще не мог выразить словами. «Связь между жестом и словом очень тесна», – утверждает Элизабет Кирк. Она планирует распространить свой опыт по всей стране через центры Sure Start, которые помогают детям с различными задержками в развитии догнать своих сверстников.